Пути решения проблемы обозначены в историческом опыте музейной педагогики, в которой лидирующие позиции занимает Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.  По замыслу  основателя И.В.Цветаева музей создавался при Московском университете в качестве образовательного и воспитательного учреждения.  Цель Музея изящных искусств  была определена И.В.Цветаевым в следующих положениях:

«… внести художественный элемент в образование наших средних школ и в наше семейное воспитание…

придать изучению истории искусства характер большей системы и прочности…

дать учащемуся юношеству и публике необходимые средства к изучению искусств, к облагораживанию их вкусов и развитию в них эстетических понятий».

В России Музей изящных искусств явился первым музеем зарубежного искусства так громко и ясно заявившим задачу эстетического воспитания. Просветительское направление на протяжении всей истории Музея стремилось дистанцироваться от «массовой культуры», воспитывая зрителей на лучших образцах мирового искусства.

В Музее изящных искусств в 1910-20-е гг. (наряду с Третьяковской галереей) в деятельности  Н.И.Романова и А.В.Бакушинского закладывались основы музейной педагогики, как научной дисциплины, сочетающей психолого-педагогические представления о художественном развитии детей, подростков и юношества с разработкой практических  форм и методов эстетического воспитания.  Музеи осуществляли просветительскую деятельность, привлекая ведущих отечественных педагогов. В 1925-26 гг. в Музее изящных искусств было положено начало работе  с детьми от 10 до 14 лет, в которой участвовал сотрудник Института внешкольной работы А.У.Зеленко, изучивший американский метод эстетического воспитания.

Н.И.Романов сформулировал идею «насыщения детской фантазии образами исторической эпохи, которые помогают оживить памятники искусства». Он обосновал необходимость организации для детей занятий  подвижного характера. Детям предлагалось отразить художественные впечатления в  процессе рисования по памяти или с натуры, воспроизвести позой собственного тела движения статуи или фигуры в картине. Углубление переживаний происходило путем драматизации.

Несмотря на то, что сфера искусствоведческих интересов университетских профессоров Н.И.Романова и А.В.Бакушинского  была далека от «чистой» педагогики, именно им принадлежит заслуга обоснования и проведения в практику ряда принципиальных позиций музейной педагогики.  Назовем главные: искусствоведческая компетентность экскурсовода,  право на творческую импровизацию; развитие художественного восприятия зрителя – ведущая задача. Утверждались эффективность систематических  занятий; учет  культурного уровня и возрастных особенностей зрителя; ограничение показа экспонатов  темой и задачей экскурсии.

На протяжении 1920-1930-х годов развиваются все главные виды музейного просвещения – экскурсии, лекции, выезды в рабочие клубы и красные уголки, издание научно-популярной литературы.

Для понимания многогранной проблематики эстетического воспитания в музее показательны выставки для детей и выставки искусства детей, которые проводились в то время на уровне, соответствовавшем международным представлениям о детских музеях. Тема и характер экспозиции создавались с учетом особенностей  игрового взаимодействия с экспонатами, детям предлагались разнообразные формы выражения своих впечатлений. В музее  разрабатывались интерактивные методы работы с детьми, получившие в настоящее время широкое распространение в мире. Примерами дидактических выставок стали выставки 1926 г. «Выставка для детей про зверей»,  «Как учились прежде и учатся теперь» и выставка 1929 г. «Древняя Греция по произведениям искусства и художественной промышленности». В то же время закладывается традиция проведения выставок произведений, отражающих жизнь детей. В 1930-м г. подобная выставка носила явно выраженный «классовый» характер: «Дети СССР и дети капиталистических стран». Спустя десятилетия, выставка «Мир и образы детства» (1992) представляла эстетическое видение детства в произведениях живописцев разных  эпох.

К 1930-м гг. относится начало  сотрудничества Государственного музея изобразительных искусств с Центральным домом художественного воспитания детей Наркомпроса РСФСР (ныне Институт художественного образования РАО). Поводом стала подготовка Международной выставки детского рисунка  1934 г., которая по решению Наркомпроса «в связи с  её международным значением» проходила в Музее изобразительных искусств. В процессе отбора  рисунков, поступивших из всех крупнейших стран Европы, Азии, Америки,  в котором участвовали А.В.Бакушинский, А.М.Эфрос, В.А.Фаворский, Г.В.Лабунская, были определены  критерии оценки произведений детского творчества. Специалисты руководствуются ими до настоящего времени. Это – художественно-образная выразительность, соответствие возрастным возможностям автора, оригинальность и самостоятельность замысла, сопричастность традициям национального искусства. Детский рисунок анализировался как явление культуры, отражающее не только художественное развитие автора, но и национальные  традиции народа, систему воспитания и образования, современную жизнь.

В ходе проведения выставки возникли проблемы, связанные с интерпретацией детского творчества в соответствии с интересами конкретной аудитории. Впервые в отечественной науке для проверки особенностей восприятия детского рисунка была разработана дифференцированная  система экскурсионных занятий на выставке с учителями и детьми разного возраста (Г.В.Лабунская). Эффективность работы с детьми на выставке проверялась в процессе анкетирования и создания рисунков на тему «Куда бы я хотел полететь?» Был собран огромный социологический материал, в то время не обработанный.

Методика проведения экскурсий для зрителей разных категорий  была апробирована сотрудниками Института художественного образования   на международной выставке  «Москва в рисунках детей ХХ века», состоявшейся в ГМИИ в 1997 году. Сопоставление результатов 1934 и 1997 гг. позволило составить представление об эволюции эстетических и социальных приоритетов в художественном восприятии учителей и учащихся.

В зимние школьные каникулы 1935-36 гг. в ГМИИ был организован «Первый детский фестиваль искусства в музее», органично включавший в себя обзорные и специальные экскурсии, проводившиеся ведущими сотрудниками музея, выдающимися искусствоведами В.Н.Лазаревым, А.А.Сидоровым и др.

Заложенные традиции периодических выставок творчества      детей и «искусства для детей» в ГМИИ имели свое развитие. Достаточно назвать наиболее заметные выставки, ставшие событием, привлекшим к себе внимание школ. Это выставка рисунков детей Франции (1959),   рисунков итальянских детей (1961),   «Рисунки Нади Рушевой» (1970), регулярные выставки рисунков учащихся изостудии ГМИИ, «Китайская народная игрушка» (из коллекции И.В.Захаровой, 1988), «С днем рождения, Земля». Международная выставка детского рисунка, составленная из коллекции галереи «Дети Земли» (Токио) и рисунков учеников Изостудии ГМИИ (1994), «Москва в рисунках детей ХХ века» (1997),  «Мы из детства». Выставка, посвященная 40-летию Изостудии ГМИИ и памяти ее руководителя Н.Н.Кофман (2001),  «Милосердие на поле брани» (совместный проект ГМИИ и Международного Красного Креста, 2004).

Послевоенный период ознаменовался бурным развитием новых форм и методов популяризационной работы музея. К ним относятся усложненная тематика цикловых экскурсий, рассчитанная на подготовленных зрителей, в частности, на учителей изобразительного искусства, разнообразные виды кружковой и лекционной работы с детьми, начиная с трех лет и до окончания школы. В 1949 г. был организован школьный лекторий, с середины 1950-х гг. темы лекций охватывают практически всю историю искусства. 

На протяжении 1950-1960-х гг. определяются формы и методы систематической работы с учащимися всех возрастных категорий, сохранившиеся до настоящего времени. Главная задача – развитие в учащихся творческой инициативы, пробуждение визуальной культуры, решалась в соответствии с возрастными особенностями восприятия искусства. В 1960-е гг. для маленьких детей была организована изостудия - форма занятий, позволявшая после знакомства с произведениями искусства в залах музея, выразить свои художественные впечатления в собственных рисунках. Знакомство подростков с искусством согласовывалось с учебной программой по истории. С 1959 г. определилась и новая форма приобщения к искусству старшеклассников «Клуб юных искусствоведов».

Для выявления тенденций развития зрительских интересов начали привлекаться данные социологии. Первое социологическое исследование было проведено в музее в 1969 году. Оно позволило более ясно представить воздействие и эффективность различных форм популяризационной работы. Были проведены опросы слушателей лектория и посетителей выставок. В 1976 году в музее создана социологическая группа.

В 1960-е гг. в диссертационном исследовании В.В.Алексеевой был поставлен вопрос о необходимости педагогической квалификации искусствоведов, работающих в музее со школьниками. На кафедре истории искусства Московского государственного педагогического института имени В.И.Ленина разрабатывались специальные курсы (И.А.Смирнова, В.В.Алексеева), дающие возможность повысить уровень искусствоведческой компетентности студентов художественно-графического факультета. Устремления искусствоведов соответствовали задачам эстетического воспитания подрастающего поколения, поставленным в то время на государственном уровне деятелями искусства (Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский, С.А.Герасимов).

Проблема восприятия искусства  заняла одно из главных мест в  тематике научных исследований, как музейных педагогов, так и аспирантов Института художественного образования, среди которых и научные сотрудники ГМИИ (Н.Л.Кульчинская, Н.Н.Ковалдина). Дифференцированный подход к детям разного возраста, основанный на теоретических положениях и практическом опыте предшественников, был положен в основу складывавшейся системы.

Сотрудничество музеев со школой, начиная с 1973 г., находит освещение на научных конференциях.  Первая конференция, проведенная Министерством культуры СССР, Академией художеств СССР, Союзом художников СССР, Советским комитетом международного совета музеев в декабре 1973 г. по инициативе видного искусствоведа А. И.Замошкина,  явилась событием культурной жизни. На ней был представлен опыт эстетического воспитания в художественных музеях всех республик Советского Союза,  научно-теоретический анализ истории и современного состояния художественного воспитания за рубежом (Б.П.Юсов),  обозначен круг важнейших проблем эстетического воспитания  (В.В.Алексеева, Т.И.Прилуцкая, В.Н.Тяжелов, Э.И.Ларионова). Конференция,  названная «научным семинаром», положила начало регулярным профессиональным встречам музейных педагогов, проводящимся до настоящего времени.

Научная состоятельность содержания и методики работы Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина со школьниками  получила подтверждение в ходе экспериментальной апробации программ для школы по изобразительному искусству В.В.Алексеевой (1967 г.), Б.П.Юсова (1972 г.) Б.М.Неменского (1976 г.). Так же, как в систематических занятиях в ГМИИ, в них сделана ориентация на развитие художественно-творческих способностей учащихся и воспитание «грамотного зрителя», способного чувствовать и анализировать произведение искусства. Определены содержательные приоритеты художественной деятельности. Для младшего школьного возраста – это изобразительная деятельность, являющаяся способом выражения своих эстетических и художественных впечатлений; для подростков – приоритет познавательной деятельности, желание связать художественные и исторические представления; для старшеклассников – стремление синтезировать знания о культуре, научиться  аналитически выражать понимание искусства.

Сотрудничество Музея с Институтом художественного образования РАО, Центром непрерывного художественного образования Б.М.Неменского, Московского открытого института, экспериментальными общеобразовательными учреждениями,  обеспечивает контакт с педагогами изобразительного искусства, гуманитарного цикла и мировой художественной культуры, что позволяет актуализировать проблематику работы музейных педагогов, участвовать в процессе совершенствования учебных программ для детских садов и школ, системы повышения квалификации педагогов. Знакомство педагогов с историей искусства в залах Музея  под руководством искусствоведа является необходимым условием успешного решения задач эстетического воспитания учащихся, которые  стоят  перед школой и перед музеем.

Сайты Музея