Руководители: Быстрова М.К.

Для школьников 5-х классов

Кружок знакомит с памятниками древних цивилизаций. На занятиях можно узнать о величественных пирамидах и храмах Древнего Египта, об ансамблях афинского Акрополя, о римском Колизее и Пантеоне, о скульптурных изображениях богов и героев, о портретном искусстве древности.

 


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Посещают дети 10-11 лет

Кружок «Древний мир»

  • Программа обучения рассчитана на 1 учебный год.
  • Занятие проводится 2 раза в месяц: всего 14 встреч.
  • Завершает обучение театрализованный выпускной вечер.

 

1 занятие: Первое знакомство (аудитория Мусейона)
Беседа-лекция

  1. Цветаев И. В.
  2. Создание Музея.
  3. Подлинные произведения искусства.
  4. Гипсовые слепки с известных памятников скульптуры и архитектуры.
  5. Рассказ об истории здания Центра эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон».
  6. Рассказ о библиотеке «Мусейона». Беседа-лекция сопровождается показом слайдов, документальных фильмов.

Задача занятия:
Дети и родители вместе знакомятся с такими фундаментальными понятиями как: «изобразительное искусство», «музей», «Мусейон».

Домашнее задание:
Пройти с родителями по Волхонке, рассмотреть музей ГМИИ им. А.С. Пушкина со всех сторон. Обсудить свои впечатления о первой встрече.

 

2 занятие: Первобытная художественная культура (аудитория Мусейона)
Беседа-лекция

  1. О происхождении художественного творчества.
  2. Изображение зверя. Альтамира. Ляско.
  3. Магия охотников. Истоки мистерий, театра, музыки.
  4. Стилизованные женские изображения.
  5. Орнамент – не просто украшение.

Задача занятия:
Дать понятие ощущения единства первобытного человека с окружающим миром.

Домашнее задание:
Представить себя первобытным человеком и нарисовать зверя или домашнего животного.

 

3 занятие (зал древних цивилизаций ГМИИ им. А.С. Пушкина)

  1. Вспоминаем: что такое подлинники, что такое слепки. Понятие.
  2. Что такое экспозиция.
  3. Общий рассказ о Месопотамии /карта/.
  4. Письменность.
  5. Шеду и ламассу, вспоминаем о первобытном художественном творчестве.
  6. Ассирийские рельефы.

Задача занятия:
Знакомство не только с одним из самых могущественных государств Древнего Востока, но и с пространственной средой музея.

Домашнее задание:
Прочитать раздел Книга Башен главу с 18 по 26 в книге « Боги, гробницы, ученые».

 

4 занятие (Мусейон, аудитория)
Беседа – лекция

  1. Обсуждение прочитанного материала (Главы книги К. Керама)
  2. Боги, герои, цари Древней Месопотамии
  3. Просмотр видео/фильмов «Художественная культура Месопотамии» (20 минут)
  4. Обсуждение просмотренного материала
  5. Показ выдающихся памятников Древнего Востока из коллекций мировых музеев (слайды, видео/материалы) /Лувр, Британский Музей, Берлинский Музей/

Задача занятия:
Удивить, увлечь детей, оживить интерес к теме, которую они уже проходят в школе, расширить их сведения о музеях мира и их колоссальных коллекциях.

Домашнее задание:
Прочитать раздел: Книга пирамид. Главы 9-17 из книги К. Керама «Боги, гробницы, ученые»

 

5 занятие (ГМИИ им. А.С. Пушкина). Вестибюль, Египетский зал

  1. Архитектура Древнего Египта
    (а) архитектурные элементы и орнаменты вестибюля главного входа музея (рассказ о Р. Клейне)
    (б) Понятие древнеегипетского храма (колонны, потолок, орнаменты египетского зала)
  2. Стоечно-балочная конструкция
  3. В.Р. Голенищев и его коллекция
  4. Об особенностях древнеегипетской мифологии
  5. Понятие мистерий. Осирис. Исида /музыка, лирика/
  6. Представление о стране, «откуда никто не возвращается».
  7. Древнеегипетская письменность

Задача занятия:
Подчеркнуть уникальность коллекции В. Р. Голенищева.
Обратить пристальное внимание на устройство египетского храма и его связь с мироощущением людей того времени. Помочь детям представить древнеегипетский мир не только исторически, но и эстетически.

Домашнее задание:
Найти и рассказать миф об Осирисе и Исиде.

 

6 занятие (аудитория «Мусейона»)
Беседа-лекция

  1. Вспомнить миф об Осирисе и Исиде.
  2. Просмотр отобранных фрагментов видео/фильма: «искусство Древнего Египта» (20 минут)
  3. Обсуждение показанного материала.
  4. Рассказ о Г. Картере и раскопках гробницы Тутанхамона
  5. Просмотр видеоряда из коллекций мировых музеев: Каирский музей, Британский Музей, Лувр

Задача занятия:
Добиться осознанного понимания уникальности памятников древнеегипетского искусства.

Домашнее задание:
Попытаться ответить на вопрос: почему современному человеку наследство Древнего Египта кажется загадочным?
Прочитать раздел: Книга статуи. Главы 1-8 в книге К. Керама «Боги, гробницы, ученые».

 

7 занятие (ГМИИ им. А.С. Пушкина.Зал античных подлинников. Коллекция Г. Шлимана)
Беседа-лекция

  1. Древнегреческие мифы /на примере греческих ваз/
  2. Разговор о Гомере. Троянский цикл.
  3. Рассказ о Трое; Г. Шлиман, Микены, о. Крит, А. Эванс /слайды, видео/фрагменты/

Задача занятия:
Показать детям, что Гомера в настоящее время надо читать вдумчиво.
На примере Г. Шлимана и А. Эванса доказать: поэмы великого аэда не фантазия, а глубокое понимание эпохи.

Домашнее задание:
Найти самим и рассказать о великих мудрецах древности.
Самостоятельно составить рассказ о Гесиоде, Эзопе

 

8 занятие: Архитектура Древней Греции (Мусейон, аудитория)
Беседа-лекция (сопровождается показом слайдов)

  1. Становление полисов
  2. Города
  3. Строительство храмов /материал, цвет/
  4. Стоечно-балочная конструкция
  5. Три греческих ордера
  6. Особенности греческих храмов, их отличие от египетских /материал, цвет/
  7. Афинский акрополь

Задача занятия:
1) Показать – какое огромное значение в жизни греков имел храм
2) Обратить особе внимание на то, почему греческих архитекторов интересовал внешний облик храмов
3) Объяснить, почему уже римляне считали Парфенон восьмым чудом света

Домашнее задание:
Подумать и написать небольшой рассказ о том, как удалось греческим архитекторам (и каким) «оживить» здание Парфенона?

 

9 занятие: Цвет в античном искусстве (ГМИИ им. А.С. Пушкина.Зал античных подлинников. Зал архаического искусства. Розовая лестница. Белая мраморная лестница. Белый зал)
Беседа-лекция

  1. Повторяем пройденный материал
    а) еще раз напомнить о Р.И. Клейне (белая мраморная лестница)
    б) вспоминаем, что такое ордер (розовая лестница. Белый зал.)
  2. Цвет в греческой архитектуре.
  3. Цвет в греческой скульптуре (бронза, мрамор). Пигменты. Обжиг
    а) куросы
    б) коры
    в) танагры
  4. Вазопись (Керамика). Контур. Линия. Цвет.
    а) типы сосудов
    б) чернофигурный стиль
    в) краснофигурный стиль
    г) белофонныелекифы

Задача занятия:
Рассказать о прекрасной живописи Древней Греции, которая не сохранилась, но о которой мы можем судить по росписям на греческих сосудах.

Домашнее задание:
Составить рассказ о девяти древнегреческих музах. Описать их круг деятельности и атрибуты.

 

10 занятие. Беседа-лекция (сопровождается показом отобранного видеоматериала)

Влияние греческой скульптуры:

А) Что такое копии

Б) Римские копии с греческих оригиналов. Материал. Цвет. Понятие «канона».
Мирон
Поликлет 
Фидий 
Пракситель 
Скопас
Лисипп

Задача занятия:
Дать характеристику и определить стилистическую манеру каждого скульптора.

Домашнее задание:
Выбрать для себя скульптуру, которая больше всего понравилась, и попробовать подробно описать ее.

 

Занятие 11: Эпоха А. Македонского и шедевры эллинизма (ГМИИ им. А.С. Пушкина: Олимпийский зал, зал поздней классики и эллинизма)
Беседа-лекция

  • Проверяем домашнее задание. Говорим о стиле скульптора и о его времени
  • Портрет А. Македонского. Личность великого полководца.
  • Ника Самофракийская
  • Венера Милосская
  • Пергамский алтарь
  • Лаокоон
  • Александрия. Афины. Родос.
  • Идея создания Мусейона.
  • Философия. Наука. Театр.

Задача занятия:
На какой из памятников отозвалась ваша душа? Почему? Попробуйте объяснить.

 

Занятие 12: Отличительные черты римской художественной культуры (Аудитория Мусейона)
Беседа-лекция

Архитектура Древнего Рима:
а) этруски
б) дороги, мосты, акведуки
в) монолитно-оболочечная система
г) строительство городов. Арка. Свод.
д) Остия
е) Античный город Помпеи – устройство города, общественные постройки, виллы

Задача занятия:
Рассказать о возникновении новых конструкций и архитектурных решений в Древнем Риме.

 

Занятие 13: Мозаика и живопись Древнего Рима (Аудитория «Мусейона»)
Беседа-лекция сопровождается показом слайдов

  1. Монументальная живопись: фрески, стенные росписи, найденные при раскопках Рима, Помпей, Геркуланума
  2. Мозаика. Картины, составленные из кусочков камня.
  3. Сюжеты: античная мифология и занимательные истории.
  4. Римский театр
  5. Амфитеатр
  6. Римский цирк

Задача занятия:
Показать, каким мастерством обладали античные мастера. Рассказать о линии и силуэте, о цвете и свете, о блеске и роскоши римского мира.

 

Занятие 14 (ГМИИ им. А.С. Пушкина: Римский зал. Зал поздней классики и эллинизма. Олимпийский зал. Греческий дворик. Зал античных подлинников. Зал Древних Цивилизаций)
Беседа-экскурсия

  1. Римский скульптурный портрет. Портрет старого римлянина. Бюст т.н. Брута. Изображение Октавиана Августа. Портрет Веспасиана. Портрет Адриана и Антиноя. Портреты Луция Вера и Марка Аврелия. Портреты Юлии Домны и Каракаллы.
  2. Материал. Работа скульптора (бурав). Искусная обработка мрамора, пластическое обозначение зрачка.
  3. Сравнить:
    а) с эллинистическим бюстом
    б) с греческим
    в) с древневосточным

Задача занятия:
Подвести итоги. Поговорить с ребятами о строгости влиянии Рима. Предложить совершить путешествие во времени т еще раз вернуться к памятникам, которые им больше всего понравились.

Учебный год завершается театрализованным выпускным вечером, он проходит в аудитории «Мусейона».

© 2016 Pushkin Museum of Fine Arts

Volkhonka, 10

Сайты Музея