Куратор: Дрезнина М.Г.

Проводятся арттерапевтом, имеющим высшее художественное и психологическое образование, с детьми, нуждающимися в социальной адаптации.

 

Арттерапия - одно из направлений психотерапии, где искусство используется как инструмент для помощи и решения различных психологических проблем. Новая экспериментальная  программа художественного развития детей с ограниченными возможностями  начала свою жизнь в залах музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и в творческой мастерской Центра эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» в 2006 году. Систематические занятия проводятся с детьми из неблагополучных семей и детских домов, с инвалидами из специализированных школ и коррекционных классов. 

Цель занятий - снять психологические ограничения, расширить  кругозор, помочь детям влиться на равных вместе с другими людьми в единый поток культуры. Музей открывает им доступ к новой информации, к вечным непреходящим ценностям и сокровищам мирового искусства.          

Многолетняя  работа с детьми художника, педагога и арттерапевта Марии Дрезниной – создателя мастерской арттерапии в Музее, помогла ей найти определенные методы и приемы занятий изобразительным искусством, направленные на то, чтобы ребенок смог соприкоснуться с миром культуры и творчества, смог выразить себя как личность, открыл в себе творческого человека. Таким образом, его жизнь  наполняется новыми впечатлениями, эмоциями, ощущениями. 

В процессе изучения языка изобразительного искусства дети воспринимают целое и часть, главное и второстепенное, темное и светлое, смешное и пугающее, доброе и злое, а также другие основополагающие понятия и ориентиры. В процессе рисования они начинают представлять как технически, последовательно, по этапам, мастер создает произведение. Некоторые задания  способствуют развитию наблюдательности, внимания, помогают решать логопедические проблемы и тренируют в счете.

Сам акт творчества несет в себе профилактическое и терапевтическое действие. Во время творческой работы человек фактически сам себя лечит. В момент рисования весь подсознательный материал «выходит наружу» в виде цвета, образов, композиции и графики. Специалисту  необходимо уметь расшифровывать это изображение. Рисунок ребенка - свидетельство его интеллектуального развития, психической зрелости. По рисунку специалист определяет, что думает автор о себе и других людях, находящихся вокруг, о мире, в котором он живет. Поэтому рисунок можно рассматривать как диагностический материал, на основе которого выстраивается индивидуальная стратегия работы с каждым ребенком. 

Занятие искусством дают такому ребенку возможность проявить себя, ощутить свою волю, совершить определенные действия, необходимые для выполнения поставленной задачи. Ведь каждому человеку в этой жизни хочется самореализоваться, раскрыть спектр своих возможностей, дать утвердиться своему индивидуальному и неповторимому «Я». Искусство на современном этапе выступает как мощный фактор гармонизации и самовыражения личности. Более того, искусство выступает как средство коммуникации, которое может помочь навести мосты между самыми разными группами людей: людьми разных возрастов и национальностей, социального положения и культурного опыта, между детьми и взрослыми, между детьми и педагогами.

Очень важно снять страх «я не умею рисовать» у детей, и, тем самым, открыть для них дорогу в искусство и творчество. Для успешной реализации программы параллельно с творческими и образовательными задачами, в работе с такой категорией детей необходимо развивать у них коммуникативные навыки, пробудить самостоятельность и активность, развивать мелкую моторику, помогать овладевать своими эмоциями, побуждать к общению с другими людьми.

По этому направлению М.Г. Дрезниной  разработано несколько программ:

  • «Дорога в музей» - художественная программа для детей - инвалидов из специализированных школ Москвы.
  • «Развитие речи и общение в процессе творческой деятельности» - для детей классов КРО с логопедическими проблемами и классов РКИ - русский как иностранный.
  • «Путешествие во времени в пространстве музея» - для детей из детских домов.
  • «Каждый ребенок - художник» - для детей коррекционно-развивающих групп 5-6 лет (изостудия при ГМИИ им. А.С. Пушкина)

© 2016 Pushkin Museum of Fine Arts

Volkhonka, 10

Сайты Музея